Территория современного Чили после ликвидации культур доколумбовой Америки входила в состав колониальных владений Испании, что и определило государственный язык и основы культуры правящей 'элиты' страны. С момента становления как независимого государства в 1818 г. Чили была олигархической республикой во главе с президентом, в которой военные играли значительную роль.
Вследствие этого Чили никогда не была самодостаточна ни в экономическом, ни в политическом аспекте свой жизни. Её правящая 'элита' всегда ориентировалась на более мощные и технически развитые государства Западного мира: сначала на Великобританию и отчасти на Германию, а после второй мировой войны ХХ века - на США. При этом в Чили 'доля' прямого и косвенного присутствия в экономике, в политике, в вооружённых силах, в системе подготовке кадров разного рода зарубежных и транснациональных факторов была высокой. Вследствие этого подавляющее большинство населения Чили было угнетено как местной олигархией, так прямым и косвенным соучастием в эксплуатации страны иностранного капитала.
По сути большинство населения было придатками к своим рабочим местам без каких-либо иных жизненных перспектив для них самих и их детей. Экономика страны на протяжении этих полутора веков - прежде всего, сельское хозяйство; добывающие отрасли развиты в том объёме, в каком это было необходимо проникшему в страну иностранному капиталу; минимум обрабатывающей промышленности, ориентированной на удовлетворение местных нужд; система образования в объёмах минимально необходимых для воспроизводства правящей 'элиты' и её обслуживания; науки, и прежде всего фундаментального естествознания, - практически нет; гуманитарные науки, как и везде в библейской культуре, большей частью слова, оторванные от жизни как таковой.
Католическая церковь поддерживала такой порядок вещей, поскольку её иерархи сами от него кормились и кормились неплохо.
Т.е. разного рода проблемы в жизни страны накапливались и обострялись в течении полутора веков. К середине ХХ века Чили остро нуждалась в модернизации всех сторон своей жизни.
Первая попытка модернизации была предпринята в 1960‑е гг., когда в 1964 г. к власти пришёл лидер правого крыла Христианско-демократической партии Э.Фрей Монтальва[7]. Он провозгласил концепцию буржуазно-демократических реформ 'Революция в условиях свободы'. Однако реформы проводились крайне медленно, во многом были оторваны от жизни, вследствие чего недовольство нарастало.
В 1969 г. левые партии (Коммунистическая, Социалистическая, Социал-демократическая, Радикальная, Движение единого народного действия, Независимое народное действие) создали политический блок 'Народное единство', кандидат которого Сальвадор Альенде в 1970 г. и стал президентом республики Чили. Дорогу 'Народному единству' к власти открыл режим, Ф.Монтальвы, который под видом реформ в интересах всего народа, консервировал режим злоупотребления властью исторически сложившейся олигархии.
По существу основой пришедшего в 1970 г. к государственной власти блока 'Народное единство' было недовольство сложившимся положением вещей и тенденциями развития Чили при сохранении в стране прежних порядков. По составу лидеров и функционеров - публичных политиков - партии блока были партиями политически активной части интеллигенции. В отношении идеала будущего страны, путей и средств воплощения в жизнь этого идеала все партии участницы блока 'Народного единства', их лидеры и активисты персонально - ясных представлений не имели; а те представления, носителями которых они всё-таки были, можно охарактеризовать одной фразой: разных книжек начитались, - в том смысле, что, как книжная 'муд-рость' соотносится с реальной жизнью Чили и человечества в целом, - они не соображали[8].
Тех, кто об этом задумывается, все одержимые собственной благонамеренностью не терпят в своих рядах, а на задаваемые ими вопросы дают общий и по существу - пустой и ни к чему не обязывающий никого из них ответ: жизнь сама даст ответы на все вопросы; политическое творчество масс - великая сила, которая и разрешит эти и другие вопросы; главное - начать:
Лидеры блока 'Народное единство' в таком отношении к тем, кто задаёт вопросы, на которые нет ответов в их 'священных писаниях', не были исключением.
Что касается перечня книжек и отношения к ним (годится для нас - не годится), которые сформировали политическую психологию 'элиты' 'Народного единства', то это было обусловлено предубеждениями, успевшими сложиться раньше, нежели они чего-то начитались. В этом отношении 'элита' 'Народного единства' по существу ничем не отличалась от своих оппонентов-консерваторов: кому-то был милее Маркс, кому-то Ленин и Сталин, кому-то Троцкий[9].
Но есть основания полагать, что актив 'Народного единства' в большинстве своём был взращён не на прочтении 'толстых книг' идеологов социализма, а на левой публицистике. Т.е. в большинстве своём они были верхоглядами, уверенными в том, что в писаниях культовых идеологов социализма всё верно; что вожди эти писания прочитали; а им самим хватит и того, что они узнали из упрощающей всё публицистики и что они поддерживают вождей и готовы выполнять их указания. То же касается и подавляющего большинства противников 'Народного единства', отличие которых было только в том, что они были взращены на антикоммунистической публицистике.
Поскольку в 1970 г. к власти пришла не одна партия, а 'блок', в котором каждая партия считала себя умнее других и более знающей, то это изначально предопределило внутреннюю несогласованность и противоречивость политики 'блока'.
Эта особенность всякой 'коалиционной' политики, в идейной основе которой лежит 'раз-ношёрстная' публицистика, а не фундаментальная социология и история, адекватные жизни. Естественно, что всё это стало основой падения дисциплины в работе государственного аппарата и хорошей ширмой для осуществления наряду с политикой 'Народного единства' политики целенаправленного вредительства и саботажа, направленной на свержение 'Народного единства'.
Жизнь общества хаотизировалось как вследствие политики самого 'Народного единства', так и вследствие деятельности его противников.
По существу С.Альенде вёл себя точно так же, как вёл себя А.Керенский в 1917 г.: был 'главноуговаривающим', преисполненным пафоса позёром, в то время, как кризис обострялся.
Если такое поведение может быть отчасти простительно А.Керенскому[10], который стал первым в истории 'социалистом' во главе государства, то для С.Альенде и КО это уже не простительно. Чтобы избежать, того, что произошло в Чили 'благодаря' 'Народному единству', достаточно было вспомнить историю разных государств и понять, что модернизация страны в условиях 'плюрализма мнений', тем более - выражающего себя в разного рода политической самодеятельности вплоть до экстремизма, невозможна, поскольку модернизация требует: 1) идейной (концеп-туаль-ной) определённости, 2) политической воли и 3) дисциплины государственного аппарата, через который действует политическая воля, реализующая Идею общественного развития. Варианты модернизации могут быть разными:
путь реформ, предполагающий опору на исторически сложившуюся властную олигархию - на наиболее умных её представителей. В прошлом такой вариант был успешно осуществлён Бисмарком в Германии;
путь революции и подавления исторически сложившейся олигархии, дальнейшее развитие под управлением новой власти при опоре на широкие слои трудящихся, прежде всего, за счёт раскрытия творческого потенциала вступающих в жизнь поколений. В прошлом этот вариант был осуществлён в России - СССР в 1917 - 1952 гг.
Если же в стране в условиях действия формально демократических свобод возникает хаос, тем более целенаправленно организуемый, то хаос сам собой прекратиться не может, и вопрос только в том: Какая политическая воля его прекратит.
Сколь массовыми будут репрессии в процессе преодоления хаоса? - зависит, с одной стороны, - от степени развитости хаоса, а с другой стороны - от управленческих навыков тех, чья политическая воля будет наводить порядок.
Что будет после преодоления хаоса? - зависит от миропонимания тех, кто наведёт порядок, поскольку это предопределяет как их собственные действия, так и состав тех общественных групп, которые окажут им деятельную поддержку в дальнейшей политике.
Как известно, С.Альенде застрелился из автомата, подаренного ему Фиделем Кастро во время посещения Ф.Кастро Чили с официальным визитом в период с 10 ноября по 4 декабря 1971 г. Надо обратить внимание, что главы обоих государств были испаноязычными, т.е. языкового барьера между ними не было, и Ф.Кастро мог сказать С.Альенде всё напрямую в диалоге и быть однозначно понятым. Фидель Кастро дарил автомат С.Альенде вовсе не для того, чтобы тот из него спустя какое-то время застрелился. Этот подарок представлял собой намёк, воплощённый в металле: Только та революция чего-нибудь стоит, которая способна себя защитить.
Сейчас это почти забыто, но в те времена, когда С.Альенде ещё пребывал у власти, в СССР было распространено мнение о том, что Ф.Кастро рекомендовал С.Альенде перейти от формальной демократии к революционной социалистически ориентированной диктатуре, но С.Альенде от этого отказался.
По существу же Ф.Кастро был прав:
Если в условиях формальной демократии преобразования, направленные на улучшение жизни народа в целом, народ поддерживает[11], а государственность при их осуществлении сталкивается с целенаправленным саботажем и вредительством, с организацией беспорядков, то саботаж, вредительство и организацию беспорядков приверженцами прежнего общественного строя и своими же радикал-экстремистами может подавить только сам народ. А для этого народ необходимо вооружить и создавать на местах органы народной власти, способные по всей стране заменить органы исторически сложившейся формально-демо-кратической власти, утрачивающей дееспособность[12]. На них бы в этом случае могла опираться центральная общегосударственная власть в своей политике.
Поскольку С.Альенде от таких рекомендаций отказался, то Чили оставалось только ждать, кто успеет раньше его свергнуть и установить свою диктатуру:
революционеры под лозунгами приверженности идеалам коммунизма?
либо антикоммунисты?
Готовились, судя по всему, к свержению режима С.Альенде и установлению своей диктатуры и те, и другие, но антикоммунисты успели раньше:
11 сентября 1973 г. вошло в историю таким, каким мы его знаем, не без усилий со стороны бизнеса и спецслужб США[13].
Так режим С.Альенде в очередной раз показал, что браться за доброе дело с заведомо негодными средствами - значит порочить доброе дело и сеять зло:
Прежде, чем говорить о режиме А.Пиночета и о нём персонально, поясним некоторые специфические обстоятельства, необходимые для понимания дальнейшего.
ПЕРВОЕ. Все военнослужащие, в зависимости от склада своего характера, попадают в один из трёх типов:
'подчинённые-исполнители';
'заместители командиров-единоначальников';
'единоначальники'.
'Единоначальники' могут быть и подчинёнными-исполнителями, и заместителями. 'Заме-сти-тели' никогда не справляются с обязанностями единоначальников, но могут быть подчинёнными-исполнителями. 'Подчинённые' - не справляются с обязанностями заместителей и единоначальников.
Обратим внимание, что речь идёт не о должностях в иерархии военной службы, а о типах организации психики людей, которые позволяют им справляться с обязанностями на тех или иных постах в служебной иерархии вооружённых сил. Те, кто по складу своего характера, не попадают ни в один из этих типов, представляют собой проблему в вооружённых силах всех государств без различия эпохи, общественного строя и т.п.
Два качества характеризуют 'единоначальников':
с одной стороны - способность самостоятельно вырабатывать, принимать и осуществлять решения в русле определённой известной им объемлющей стратегии;
с другой стороны - способность координировать деятельность подчинённых на всю глубину возглавляемого ими сегмента иерархии в соответствии с вырабатываемыми решениями.[14]
Последнее практически выражается в том, что результаты действий 'единоначальников' во многом предопределяются (запрограммированы) теми навыками и знаниями, которыми обладают подчинённые, при этом 'единоначальник' может сам не знать и не уметь много чего из того, что знают и умеют его подчинённые.
Сказанное касается и работы в других сегментах сферы управления, хотя 'на гражданке' указанная типизация управленцев проявляется менее ярко.
С.Альенде, судя по его поведению, не принадлежал ни к одному из названных типов, а представлял собой проблемную личность.
Судя по всему, А.Пиночет был в указанном смысле 'единоначальником'.
ВТОРОЕ. Искусство успешного управления в своей основе имеет три принципа:
1. Управленческое решение должно быть объективно осуществимым и адекватным поставленным целям.
2. Управленческое решение может вырабатываться как единолично, так и коллективно.
3. Проведение любого управленческого решения в жизнь может быть осуществлено только на основе единоличной ответственности[15] за его осуществление, обеспеченной:
Ø властными полномочиями и
Ø объективно необходимыми ресурсами разного рода.
ТРЕТЬЕ. В последнее десятилетие в России появились публикации, которые утверждают, что на рубеже 1960‑х - 1970‑х гг. чилийский генерал Аугусто Пиночет обучался в Военно-политической академии им. В.И.Ленина и окончил полный курс названной академии с отличием, прослушав и некоторые учебные курсы в других академиях МО СССР. По возвращении на родину он был назначен начальником Генерального штаба Сухопутных войск Чили[16] (эту должность, как сообщают биографии Пиночета, он принял в первой половине 1972 г.). Найденные в интернете биографии Пиночета не сообщают о его учёбе в ВПА им. В.И.Ленина, а Министерство обороны РФ по этому поводу хранит официальное молчание, хотя уже давно следует признать этот факт либо опровергнуть его.
Если А.Пиночет действительно окончил курс ВПА им. В.И.Ленина и после этого, фамилия Пиночет стала именем нарицательным, вследствие того, что он совершил на своей Родине, то это говорит только в пользу здравости его ума: вздор марксизма в объёме, предусмотренном для 'спецфакультета' ВПА, он изучил, зачёты - получил, но не признал марксизм адекватной жизни социологической теорией.
Но даже если Пиночет и не учился в ВПА им В.И.Ленина, то всё же надо понять, что проблемы мирового коммунистического движения состоят не в том, что у рычагов государственной, финансовой и организационно-хозяйственной власти в капиталистических государствах стоят исключительно убеждённые поработители трудящегося большинства, которым идеалы коммунизма органически противны, вследствие чего они только и думают, как установить и поддерживать порядок, в котором большинство работает на паразитическое меньшинство (хотя есть и такие типы).
Проблемы мирового коммунистического движения в его исторически сложившемся виде в том, что:
С одной стороны - лидеры коммунистического движения это субъекты, которые начитались книжек и публицистики без соображения, вследствие чего не чуют и не понимают, что политэкономия марксизма метрологически не состоятельна: т.е. её понятийный аппарат не может быть связан с бухгалтерским учётом и экономической статистикой[17], а философия, породившая такую политэкономию, - вздорна.
С другой стороны - в обществе достаточно много людей, которые если этого и не понимают (и потому не могут опровергнуть марксизм мотивировано), то чуют его вздорность и отвергают его и проистекающие из него рецепты интуитивно.
Т.е. дело не в том, что Маркс, Энгельс, Ленин, Троцкий за свою жизнь написали много 'гениальных книг', которые 'среднеумному' человеку не понять во всей их глубине мысли, даже если он их и прочитает.
И вся история режима Пиночета говорит о том, что он не был патологическим тираном-властолюбцем, предубеждённым антикоммунистом, садистом, который только и думал, как бы это ему и его команде половчее пристроиться на шею чилийскому народу, чтобы паразитировать[18]. Он был патриотом своей страны, реалистом-прагматиком, ограниченным в своих действиях как его собственным миропониманием, так и общим уровнем развития культуры Чили и социологического знания в ней.
Если А.Пиночет действительно учился в ВПА им. В.И.Ленина, то прямая вина 'полит-ра-бочих'[19] МО СССР в том, что они были зомби, запрограммированными марксизмом, и циниками-карьеристами, вследствие чего не дали ему адекватных жизни социально-экономических представлений. И ВПА им. В.И.Ленина в этом случае несёт свою долю вины за чилийскую трагедию, как, в прочем, и дармоеды из Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и из отделения общественных наук Академии наук СССР[20]. Они же несут изрядную долю вины как за застой, так и за государственную катастрофу СССР.
Если же утверждение об учёбе Пиночета в ВПА им. В.И.Ленина - вымысел, то и в этом случае позиция Пиночета в отношении заведённого в тупик 'блоком' 'Народное единство' процесса общественно-экономический преобразований говорит в его пользу: ему хватило и чилийской публицистики и реальной политической практики 'строителей социализма' в Чили для того, чтобы понять, что марксизм - это ПРОБЛЕМА, а не средство для решение проблем.
------
А.Пиночет в августе 1973 г. уже дослужился до должности Главнокомандующего сухопутными войсками, на которую был назначен указом С.Альенде. До этого он некоторое время (начиная с 1968 г.) успел поработать в должности военного губернатора провинции Тарапака. Т.е. к сентябрю 1973 г. А.Пиночет, будучи по организации своей психики 'едино-на-чальником', имел не только опыт управления чисто военными делами, но и некоторый опыт соучастия в управлении делами общества в целом в одной из провинций Чили.
Как единоначальник (по организации своей психики), имеющий к тому же разносторонний опыт службы в вооружённых силах, А.Пиночет в общем-то без особых проблем построил иерархическую систему распределения властных полномочий и единоличной ответственности - то, что в Россионии в последние годы принято называть безсодержательным термином: 'вертикаль власти'.
Но, как известно, штатные расписания и инструкции, определяющие полномочия и ответственность, сами по себе не работают: на их основе работают конкретные люди, несущие определённые убеждения и навыки.
Понятно, что под руководством хунты и А.Пиночета персонально не желали работать люди, которые симпатизировали режиму С.Альенде и были приверженцами разного рода социалистических и коммунистических доктрин, наличествовавших в культуре человечества в тот период времени. С другой стороны, сам А.Пиночет, если не понимая, то как минимум чувствуя, что эти доктрины сами представляют собой ПРОБЛЕМУ, а не средство разрешения проблем, которые накопило чилийское общество, тоже был заинтересован в том, чтобы носителей такого рода убеждений в системе государственной власти не было.
Поэтому в системе государственной власти работали те, кто был носителем иных - буржуазно-демократических и буржуазно-диктаторских убеждений. Такие люди и осуществляли власть, т.е. разрабатывали законы, вырабатывали управленческие решения, проводили их в жизни, следили за соблюдением законности, а кроме того, как и во всякой власти, - творили произвол из своекорыстия и искренне в чём-то ошибались.
Надо понимать, что сразу же после своего становления главной задачей для режима Пиночета была задача усмирения митинговой стихии, а также и уголовной и политически экстремистской преступности как левого, так и правого толков.
Надо понимать, что ни одна система поддержания правопорядка на основе процессуального кодекса в таких условиях неработоспособна: то количество подозреваемых и обвиняемых, которых она должна в строгом соответствии с процессуальными нормами осудить или оправдать, в условиях социального хаоса и его преодоления с целью установления какого ни на есть порядка превышает возможности её быстродействия[21], вследствие чего общество может погибнуть в хаосе ранее, нежели законность восторжествует.
Поэтому система выявления преступлений и назначения наказаний в условиях выхода из социального хаоса может работать только в предельно упрощённом порядке, основанном прежде всего на доверии вышестоящих органов государственной власти тем или иным исполнителям её воли на местах персонально и на произволе этих исполнителей.
Понятно, что в эту систему установления порядка чрезвычайными средствами устремляется и некоторая часть самих бывших политических экстремистов, которые в силу разных причин увидели в новой власти выразительницу их жизненных идеалов, а кроме того - в ней оказываются и заведомые уголовники, садисты и психопаты, поскольку экстремизм - их порождение и та стихия, в которой им комфортно хапать.
В силу действия этих факторов жертвы, в том числе и безвинные перед режимом преодоления хаоса, - объективно неизбежны и они складываются в статистику личных и семейных трагедий. Это касается всякого режима преодоления хаоса как с целью установления так называемой 'социалистической законности', так и с целью установления буржуазно-олигархи-чес-кой или любой другой законности: феодально-олигархической, рабовладельческой и т.п.
Поэтому, найдись в Чили свой революционер-'социалист', который успел бы раньше А.Пиночета снести режим С.Альенде, то ему для подавления хаоса пришлось бы делать то же самое, что делал А.Пиночет. Разница была бы только в персональном составе жертв при неизвестном их количестве.
Жертв в этом варианте могло бы быть и больше при условии, что под видом наведения порядка попутно решались бы задачи полного физического уничтожения тех или иных социальных групп, как то имело место в России после 1917 г., когда фашисты марксисты-интер-нацисты под видом преодоления хаоса и разрухи целенаправленно уничтожали наиболее культурно развитые слои общества для того, чтобы устранить конкурентов и доминировать в стратегически значимых сферах деятельности (в политике, науке, системе образования, искусстве).
Но в Чили ничего подобного не произошло.
С задачей подавления хаоса и установления буржуазно-демократического правопорядка режим А.Пиночета успешно справился, а жертвы были объективно неизбежны.
Причём надо отметить, что жертв было бы гораздо больше, если бы А.Пиночет действительно ставил задачу поголовного физического уничтожения политических противников и их близких: С.Альенде было предложено сложить полномочия и гарантировалась возможность покинуть страну, если он того пожелает; лидер компартии Чили Л.Корвалан, хоть и провёл некоторое время в концлагере далеко не в курортных условиях, был выпущен из страны и пережил А.Пиночета. Это касается и многих других, кто так или иначе был нейтрализован на более или менее продолжительное время, а теперь даёт интервью и пишет мемуары на тему о том, как плохо было ему жить под властью Пиночета. Если бы ставилась задача физического уничтожения политических противников, то ничто в человеческом обществе не смогло бы этому воспрепятствовать: ООН вынесла бы осуждающую резолюцию, 'международная общественность' выразила бы озабоченность и обеспокоенность, но никто бы не предпринял интервенцию в Чили с целью свержения 'кровавой хунты'[22]. Через такого рода резолюции и выражения 'обеспокоенности' все тиранические режимы легко переступали, если находили массовое уничтожение политических противников для себя полезным.
Однако задача массового физического уничтожения политических противников А.Пино-четом в принципе не ставилась. Ставилась задача их нейтрализации на период становления нового порядка. Понятно, что под домашним арестом либо на курортах всех политических противников держать невозможно - ресурсов, тем более в условиях социального кризиса, не хватит. Поэтому остаётся издавна известное средство - концлагерь, введённое в политическую практику современности даже не В.И.Лениным, и не Л.Д.Бронштейном (Троцким), и не А.Гитлером, а неоспоримо демократической (с точи зрения либералов) Великобританией в период англо-бурской войны.[23]
Две другие задачи, которые режим А.Пиночета должен был решить:
возвращение к нормам буржуазной демократии;
организация устойчивой хозяйственной деятельности.
Понятно, что возврат чилийского общества к нормам буржуазной демократии после почти что десятилетнего[24] эмоционального антиинтеллектуального упоения ничем не обоснованным прожектами социалистического возрождения Чили, не мог быть быстрым: необходимо было, чтобы в жизнь успели войти несколько поколений, воспитанных на иных идеях; также было необходимо, чтобы поколения, одурманенные этими прожектами в прошлом, которые не смогли самостоятельно от них освободиться, ушли на периферию политической жизни общества.
По данным итальянских социологов, молодёжный слэнг меняется один раз в пять лет. В молодёжной среде слэнг, прежде всего, - средство опознавания 'свой - чужой'. Т.е. за 15 лет, в течение которых А.Пиночет возглавлял государственность Чили, во взрослую жизнь успело вступить три новых поколения и ещё несколько было на подходе к этому рубежу. По историческим меркам это весьма непродолжительный срок, и если бы А.Пиночет действительно стремился к пожизненной диктаторской власти, то через 15 лет он сам добровольно с поста главы государства не ушёл бы. Если бы Пиночет пожелал стать пожизненным 'президентом', то в общем-то ничто не мешало ему это сделать: Сместить его с этого поста могла только смерть либо новый социальный кризис, в создании которых большинство режимов виноваты сами. Так что А.Пиночет - 'кризисный управляющий', но не тиран-диктатор.
Исторически объективно А.Пиночет:
избавил Чили от революционно-'социалистической' диктатуры, которая продолжила бы начатый Ф.Монтальвой эксперимент 'социалистического строительства', не имея за душой адекватной социологической науки.
Вследствие последнего обстоятельства, эта диктатура имела склонность быть более продолжительной по времени и куда более кровавой, поскольку все, кто указывал бы ей на несостоятельность её социологии, автоматически становились бы в её представлении неисправимыми 'врагами народа', мешающими делу 'общественно-исторического прогресса' (мафия психопатов, порабощённых книжной 'мудростью', оторванной от жизни, окажись она у рычагов государственной власти, - куда как более вредоносна, нежели хунта прагматиков, решающих проблемы 'в порядке их поступления');
после ликвидации угрозы возобновления хаоса и становления лжесоциалистической диктатуры передал государственную власть буржуазной демократии.
Поэтому обвинения А.Пиночета в каких бы то ни было политических[25] преступлениях, в преступлениях против человечности и преследования его в уголовно-процессуальном порядке, с чем он столкнулся в последние годы своей жизни и в Чили, и за рубежом, - просто подлость и идиотизм, а также месть революционеров-лжесоциалистов.
А.Пиночет - обычный человек, ставший генералом, который в критических обстоятельствах принял на себя единоличную ответственность за судьбы своей страны. Что А.Пиночет мог сделать для блага Чили и остального мира[26], то он сделал так, как сумел: адекватной жизни социологии, на основе которой он мог бы разрешить проблемы Чили иначе, его не учили; а развить её с нуля самому у него не было времени ни до свержения режима С.Альенде (надо было служить), ни после его свержения (надо было конкретно управлять государством). Как 'кризисный управляющий' (менеджер) он - самоучка, и довольно успешный самоучка.
Режим А.Пиночета смог в относительно короткие сроки восстановить и устойчивую хозяйственную деятельность. Т.е. буржуазная демократия приняла Чили от режима А.Пиночета с устойчиво функционирующей экономикой. Качество этой хозяйственной деятельности разные политические силы оценивают по-разному. Но есть один интегральный неоспоримый показатель:
Рост численности населения Чили за 10 лет с 1976 по 1986 г. составил 2 000 000 человек:[27]
Но вот с задачей модернизации страны режим А.Пиночета не справился.
Это утверждение проистекает из того, что устойчивая хозяйственная деятельность и модернизация страны - разные по своей сути явления.
Это видно и по истории СССР: с середины 1960‑х гг. до прихода режима М.С.Горбачёва к власти в СССР хозяйственная деятельность была устойчивой, хотя страна всё более и более отставала от капиталистического Запада по показателям научно-технического и организационного прогресса. Режим М.С.Горбачёва вверг страну в хаос, в котором была и экономическая составляющая. При режиме Б.Н.Ельцина экономический хаос продолжался, хотя и стал во второй половине 1990‑х гг. менее разрушительным, поскольку к этому времени мало что оставалось не разрушенным. С приходом режима В.В.Путина была выстроена какая ни на есть система распределения полномочий и ответственности - 'вертикаль власти', вследствие чего хозяйственная деятельность обрела устойчивость и некоторый её запас.
Однако модернизация страны не произошла и осуществление её в будущем - под вопросом, поскольку сложившаяся к настоящему времени бюрократически-олигархическая государственность к такого рода работе не способна: в ней в большинстве своём люди, чьи нравственно-этические качества, миропонимание и вера в жизненную состоятельность полученного ими образования в области социологии вообще и экономики, в частности, являются препятствием на пути к модернизации страны.
* * *
Под модернизацией страны мы понимаем выведение общества, переживающего затяжной глубокий кризис общекультурного характера, на уровень передовых стран в исторически короткие сроки - в течение активной жизни одного поколения. В результате успешной модернизации нормой жизни общества в течение одного - двух десятилетий становятся достижения культуры, на создание которых другим народам в ходе их самобытного эволюционного развития потребовалось несколько десятилетий, а то и столетий.
Т.е. модернизация страны и её безкризисное развитие в режиме мирового лидера - разные явления, хотя в них есть много общего.
Модернизация страны, конечно требует устойчивости хозяйственной деятельности и отсутствия сколь-нибудь значимой активности политического экстремизма, но модернизация страны в своей полноте всё же выражается не в этих, а в других показателях жизни общества.
ГРУППА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
общий рост образованности населения;
совершенствование качества образования за счёт:
Ø устранения из системы образовательных стандартов неадекватных жизни концепций тех или иных исторически сложившихся научных школ;
Ø переход системы образования от распространения книжной 'мудрости' к распространению навыков самостоятельного познания Жизни и разнородного творчества;
переход общества к организации самоуправления на основе разного рода 'динамичных' - 'виртуальных' структур, поддерживающих коллективную деятельность людей, поскольку в косных структурах, тем более, воспроизводящих себя в преемственности поколений на узко-клановой основе, творческий потенциал миллионов людей не может быть реализован.
ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ КЛЮЧЕВЫХ:
технологическое обновление сферы производства за счёт массового внедрения более совершенных технологий (по показателям: производственный травматизм и заболеваемость, вредоносное воздействие на среду обитания, отдача на единицу учёта вкладываемых ресурсов и т.п.);
массовое производство принципиально новых видов продукции и совершенствование ранее производимых видов продукции по показателям эргономичности и экологичности;
развитие инфраструктур как систем интеграции общества;
устойчивость, развитие и возрождение биоценозов в регионах хозяйственной деятельности и проживания населения;
увеличение количества и расширение площадей природных заповедников, на территории которых хозяйственная деятельность не ведётся (главное функциональное назначение заповедников - оздоровление биоценозов прилегающих к ним территорий).
В реальном процессе модернизации какие-то из названных показателей могут быть выражены ярко, а какие-то могут и вообще отсутствовать в силу действия разного рода исторически сопутствующих факторов.
-------
Модернизация страны может быть осуществлена 'по наитию', т.е. без опоры на изучение каких-либо социологических доктрин. Для такого режима осуществления модернизации необходимо, чтобы догмы наличествующих в обществе социологических доктрин не ограничивали целесообразную деятельность власти и активных групп населения.
Так модернизация в СССР в 1920‑е - 1930‑е гг. стала возможной потому, что марксизм для И.В.Сталина не был догмой, а его лексикон был просто рабочим языком власти, на котором она излагала то, что надо делать.
В противном случае следование догмам неадекватных социологических доктрин не позволит провести модернизацию страны.
Поэтому лучше, если модернизация протекает не только на основе наития Свыше (без этого она в принципе невозможна), но наитие упреждающе по отношению к вырабатываемым и осуществляемым решениям власти выражается в адекватной социологической теории, интегрирующей в себя все значимые для успеха модернизации прикладные научные школы, и в особенности - адекватные научные школы психологии, биологии, педагогики, экологии, экономики.
Такое понимание сути модернизации страны позволяет понять, почему модернизация Чили не состоялась ни под властью режима С.Альенде, ни под властью режима А.Пиночета:
первые были сами одержимы вздорной социологией, воспринятой ими большей частью из публицистики в качестве книжной 'мудрости', мало чего общего имеющего с жизнью;
вторые закрыли дорогу наитию Свыше тем, что в решении всех вопросов экономической жизни страны доверились 'профессионалам' - выкормышам чикагской школы экономической науки Запада, также преисполненных ядом книжной 'мудрости'.
Если отрясти словесную шелуху, то чикагская экономическая школа умеет решать только две задачи:
ПЕРВАЯ: разрушить какую ни на есть исторически сложившуюся системную целостность хозяйства государства, которое обращается к её услугам[28];
ВТОРАЯ: на расчищенном месте создать условия для построения экономически не суверенного сегмента мирового хозяйства, управляемого на тех принципах, которые школы общедоступной экономической науки Запада не учат (т.е. этот сегмент будут строить другие, а 'чикагцы' только создают условия для его построения и олицетворяют этих 'других', действия которых 'чикагцы' прикрывают своим апломбом).
Иными словами, вторая задача, которую она умеет решать - лишить страну экономического суверенитета, подчинить её транснациональной мировой олигархии, осуществляющей в отношении её населения рабовладение не грубой силой, а финансовыми, идеологическими и юридическими средствами.
Никаких иных задач чикагская экономическая школа решать не умеет.
Собственно ради решения этих задач в русле библейского проекта глобализации (а равно - порабощения человечества)[29] чикагская школа экономической науки создавалась и поддерживается доныне.
Структура отраслей, структура занятости, экспортно-импортный баланс, и как следствие - экономическое благополучие и перспективы - в государстве, народ которого утратил экономический суверенитет под воздействием чикагской экономической школы, будут такими, как это решат заправилы библейски окультуренного сегмента глобальной хозяйственной системы человечества. Население обречено быть их невольниками и заложниками.
Всё остальное, что говорят о чикагской экономической школе публицисты, и как её преподносят обществу выкормыши чикагской школы, - злостный трёп, нескончаемый 'пиар', 'пиар', 'пиар':, осуществляемый лицемерами и идиотами с целью её поддержания и дальнейшего продвижения на основе оболванивания общества.
Одна из составляющих этого 'пиара' - присуждение нобелевской премии лидеру чикагской экономической школы мерзавцу Милтону Фридману, что характеризует комитет по нобелевским премиям по экономике исключительно как мерзавцев и идиотов[30].
Соответственно и приверженность того или иного экономиста или политика воззрениям чикагской экономической школы - это и диагноз, и состав преступления - измена Родине.
Эти оценки чикагской экономической школы - одно из следствий рассмотрения жизни человечества и культурно своеобразных обществ в его составе, их финансово-экономической деятельности с позиций достаточно общей[31] теории управления.
В материалах Концепции общественной безопасности вся та проблематика, от рассмотрения которой уходит публичная экономическая наука Запада или представления о которой она извращает, рассмотрена в работах ВП СССР 'Мёртвая вода', 'Краткий курс:', в которых с позиций достаточно общей теории управления рассматриваются вопросы течения глобального исторического процесса и экономического развития. Желающие могут ознакомиться с названными работами и составить своё мнение о том, насколько состоятельны высказанные выше оценки в отношении чикагской экономической школы и её выкормышей.
В опровержение сказанного выкормыши чикагской экономической школы не могут предъявить ни одной успешно модернизированной страны.
------
Соответственно СПС честнее всего идти на выборы под лозунгом: 'В СПС‑е - ничего, кроме спеси!'
По свидетельствам людей, побывавших в Чили в последние годы, - к настоящему времени в стране полное засилье американской культуры в её экспортном исполнении. Экономический суверенитет утрачен. Структура производства и занятости сложилась под воздействием трансгосударственного управления инвестиционными потоками, и соответственно культурное и экономическое развитие - не предмет компетенции постпиночетовской государственности Чили. Режим А.Пиночета после себя оставил у многих чилийцев тоску по не сбывшейся мечте о модернизации страны.
По существу режим А.Пиночета не разрешил кризис чилийского общества, а перенёс его в будущее, - адресовал потомкам, при этом усугубив его своими ошибками.
Упоминавшиеся ранее итоги опросов общественного мнения в Чили об отношении к А.Пиночету - это один из показателей продолжающегося кризиса чилийского общества:
те 45 %, кто видят в нём спасителя Чили, - в большинстве своём ошибаются, поскольку убеждены, что кризис миновал и к его возобновлению нет предпосылок;
те 55 %, кто видят в нём тирана и преступника, - ошибаются, поскольку не поняли того, что Пиночет сделал, и нравственно-мировоззренчески готовы породить и поддержать новых 'монтальв' и 'альенде' - провокаторов, искренних политиканов, но политических пустоцветов и сеятелей бед.
Но это же касается и подавляющей большинства судей Пиночета в Россионии:
[7] 'Фрей Монтальва (Frei Montalva) Эдуардо (1911 - 82) , президент Чили в 1964 - 70. С 1957 лидер Христианско-демократической партии. Активно выступал против правительства Народного единства во главе с С.Альенде. После государственного переворота 1973 был в оппозиции военно-фашистскому режиму' (http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=67629&from=base).
[8] 'Не соображали' - в прямом значении этого термина: т.е. их образное мышление было какое-то недоразвитое или оно не было связанно (по крайней мере в каких-то темах) с лексическим мышлением и восприятием жизни как таковой посредством чувств.
[9] А их оппонентам были милее: кому Гитлер, кому Черчилль.
[10] И А.Керенскому это может быть простительно только отчасти, поскольку основные варианты того, что может делать социалистически ориентированное правительство в условиях буржуазной демократии и чего оно сделать не сможет и потому делать не должно, были расписаны Л.Д.Бронштейном (Троцкий) в его работе 'Итоги и перспективы. Движущие силы революции', опубликованной ещё в 1906 г.
В материалах Концепции общественной безопасности выдержки из названной работы Л.Д.Бронштейна, относящиеся к проблематике возможностей перехода к социализму в условиях буржуазной демократии, приведены в работе ВП СССР 'Троцкизм-'ленинизм' берёт 'власть'' ('Разгерметизация'. Рукопись 1990 г. Глава 5. 8).
[11] А это было действительно так: в Чили в условиях формальной демократии 'Народное единство', уже будучи у власти, выиграло очередные выборы, несмотря на все ошибки, которые режим успел совершить, и ухудшение экономического положения страны.
[12] Было бы это для Чили лучше, чем приход к власти Пиночета? - скорее всего нет, тем более в длительной исторической перспективе, поскольку одна из причин краха социализма в СССР и мировой системы социализма на основе марксизма и его региональных модификаций - неадекватность социологической науки и экономической науки, в частности, задачам строительства социализма и коммунизма.
[13] И в этом часть ответа на вопрос, почему трагедия в Нью-Йорке в 2001 г. произошла тоже 11 сентября, а первой ответственность за неё приняла на себя японская троцкистская организация 'Красная армия'.
[14] 'Заместители' - не способны к первому, но способны ко второму; 'исполнители' - не способны, ни к первому, ни ко второму, но как индивидуалисты-исполнители - в пределах того, что позволяют их знания и навыки, - они могут с успехом делать свою часть общего дела; подчас, будучи уникальными профессионалами в каких-то областях, они в силу своего уникального высочайшего профессионализма становятся ключевыми фигурами в деле.
[15] Перед вышестоящими руководителями и органами власти или перед подчинёнными коллективами и их представительными органами.
[16] См. в частности публикацию в журнале 'Огонёк' Кирилла Коликова 'Всем лучшим в себе и самой жизнью Пиночет обязан нам'. Сайт журнала 'Огонёк': http://www.ogoniok.com/archive/2000/4631/04-15-15/.
[17] Поэтому на основе марксистской политэкономии невозможно организовать ни директивно управляемое, ни рыночное самоуправляющееся хозяйство государства.
[18] Иначе бы он не заявлял с самого начала деятельности возглавляемого им режима, что их цель - возвращение страны к нормам демократии - буржуазной демократии.
[19] 'Политрабочий' в Вооружённых Силах СССР в 1960‑е - 1980‑е гг. за редкостными исключениями - это и состав преступления, и диагноз.
[20] Этим паразитам ещё в 1952 г. И.В.Сталин в работе 'Экономические проблемы социализма в СССР' дал прямое и недвусмысленное указание разработать политэкономию социализма, свободную от метрологически несостоятельных категорий марксизма 'необходимое рабочее время', 'прибавочное рабочее время', 'необ-хо-ди-мый труд', 'прибавочный труд' и т.п. При этом пришлось бы подвергнуть ревизии на состоятельность и философию марксизма. Если бы это было сделано к концу 1950‑х - 1960‑х гг., то в этом случае история СССР и человечества была бы иной. СССР успешно развивался бы и ныне, изменив качество своей культуры.
В материалах Концепции общественной безопасности об этом см. работы ВП СССР 'Краткий курс:', 'Форд и Сталин: о том, как жить по человечески'.
[21] Вспомните так называемые 'громкие дела': несколько лет следствие, несколько недель или месяцев суд первой инстанции, подача кассационной жалобы, ещё несколько месяцев доследования дела, потом недели или месяцы суда второй инстанции и т.д.
[22] Да и произойди такое, - интервенция в Чили с целью свержения 'кровавой хунты' в случае своего успеха породила бы оккупационный режим, который пролил бы крови больше, чем сама 'кровавая хунта': пример тому - действия США в Ираке против режима 'кровавого тирана' С.Хусейна, начиная с 2003 г.
[23] В этой же связи вспомним, что после нападения Японии на Пирл-Харбор и начала войны в США были заключены в концлагеря без предъявления каких-либо обоснованных обвинений примерно 400 000 человек, кого администрация США посчитала 'этническими японцами'. В Великобритании в годы второй мировой войны, также без предъявления обвинений были помещены в заключение многие, кого сочли потенциально нелояльными режиму Черчилля. И там, и там люди провели в заключении по нескольку лет и что-то не было слышно о том, чтобы им и их родственникам принесли извинения и выплатили компенсации за нанесённый им моральный и материальный ущерб.
Защитники либерализма англо-саксонского образца скажут, что де два любезных им государства тогда оказались в чрезвычайных обстоятельствах и вынуждены были пойти на чрезвычайные меры. - Так и Чили в результате правления режима С.Альенде оказалась в чрезвычайных обстоятельствах, и А.Пиночет тоже вынужден был пойти на чрезвычайные меры.
[24] С начала президентства Фрея Монтальвы в 1964 г.
[25] Вопрос же о расхищении им лично и членами его семьи государственных средств, злоупотреблений властью с целью обогащения, отмывке денег - это другой вопрос, внеполитический.
[26] Упреждающе ликвидировав временный режим С.Альенде, А.Пиночет, возможно сам того не зная, сорвал сценарий очередной попытки мировой троцкистско-марксистской лжесоциалистической революции: об этом прямо никто на Западе из публичных политиков не скажет, но арест, которому он подвергся, приехав на лечение в Англию, проистекает из желания троцкистов отомстить.
Но если бы в 1973 г. в Чили на смену режиму С.Альенде пришла революционная социалистическая диктатура, то вслед за Чили могла бы для начала полыхнуть вся Южная Америка:
[27] В среднем по 200 000 человек в год - это при том, что Чили по численности населения уступает России примерно в 10 раз.
[28] В Чили эта задача была с успехом решена режимом С.Альенде без каких-либо советов со стороны представителей чикагской школы. В СССР эту задачу начал решать режим М.С.Горбачёва, но полностью её решить не успел, и её решение завершал режим Б.Н.Ельцина по советам отечественных выкормышей чикагской школы - Е.Т.Гайдара, В.Найшуля, гарвардских консультантов режима и прочих.
[29] 'Не давай в рост брату твоему (по контексту единоплеменнику-иудею) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу (т.е. не иудею) отдавай в рост, чтобы господь бог твой (т.е. дьявол, если по совести смотреть на существо ростовщического паразитизма) благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею' (последнее касается не только древности и не только обетованной древним евреям Палестины, поскольку взято не из отчёта о расшифровке единственного свитка истории болезни, найденного на раскопках древней психбольницы, а из современной, массово изданной книги, пропагандируемой всеми Церквями и частью 'интеллигенции' в качестве вечной истины, данной якобы Свыше), - Второзаконие, 23:19, 20. '...и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут] (аналогично Второзаконие, 15:6). Сделает тебя господь [бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям господа бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять', - Второзаконие, 28:12, 13. 'Тогда сыновья иноземцев (т.е. последующие поколения неиудеев, чьи предки влезли в заведомо неоплатные долги к племени ростовщиков-единоверцев) будут строить стены твои (так ныне многие семьи арабов-палестинцев в их жизни зависят от возможности поездок на работу в Израиль) и цари их будут служить тебе ('Я - еврей королей', - возражение одного из Ротшильдов на неудачный комплимент в его адрес: 'Вы король евреев'); ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. И будут отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся', - Исаия, 60:10 - 12.
Иерархии всех якобы Христианских Церквей, включая и иерархию 'русского' 'православия', настаивают на священности этой мерзости, а канон Нового Завета, прошедший цензуру и редактирование еще до Никейского собора (325 г. н.э.), провозглашает её от имени Христа, безо всяких к тому оснований, до скончания веков в качестве благого Божьего Промысла:
'Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков (закон и пророки во времена Христа - то, что ныне именуется Ветхий Завет: - наше пояснение при цитировании). Не нарушить пришёл Я, но исполнить. Истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё', - Матфей, 5:17, 18.
При признании священности Библии и убеждённости в неизвращённости в ней Откровений Свыше, расово-'элитарная' фашистская доктрина порабощения всех 'Второзакония-Исаии' становится главенствующей политической доктриной в культуре библейской цивилизации, а Новый завет программирует психику паствы церквей имени Христа на подчинение заправилам библейского проекта порабощения всех:
': не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду', - Матфей, гл. 5:39, 40. 'Не судите, да не судимы будете' (т.е. решать, что есть Добро, а что Зло в конкретике жизни вы не в праве, и потому не противьтесь ничему), - Матфей, 7:1.
Это конкретный смысл Библии, в результате которого возникла и которым управляется вся библейская цивилизация - так называемый 'Запад' и отчасти Россия. Всё остальное в Библии - мелочи и сопутствующие этому обстоятельства, направленные на расстройство ума и порабощение воли людей.
[30] Все проблемы общества в своей основе имеют пороки нравственности и психики людей. Поэтому в настоящем контексте употребление таких слов как 'мерзавцы', 'идиоты' - не выплеск негативных эмоций, а трезвая холодно-рассудочная оценка нравственно-этических качеств и интеллектуальных способностей тех, по отношению к кому они применяются.
[31] В смысле универсальности её применения к решению задач в разных отраслях деятельности.