Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений - рождение и воспитание людей. Всё остальное в жизни семьи - вторично по отношению к этому.
Воспитание человека - это многолетний процесс, в котором изначально предопределяющую и определяющую роль играет семья. Поэтому воспитание должно быть подчинено определённой целесообразности, которая должна осознаваться взрослыми членами семьи. В частности, бескризисное развитие общества требует, чтобы новые поколения вступали во взрослую жизнь, свободными от тех нравственно-этических пороков, от тех мировоззренческих ошибок, заблуждений и неадекватного миропонимания[8], которые были свойственны прежним поколениям.
Это, в свою очередь, требует от взрослых членов семьи разумного отношения к жизни общества как 'социального организма' (т.е. 'системной целостности') в процессе исторического развития. Если этого нет, то семья в большей или меньшей мере не справляется со своей социальной функцией, хотя биологическую функцию воспроизводства (в том числе и 'расширенного' воспроизводства) 'биомассы' новых поколений вида 'Человек разумный' может при этом выполнять более или менее успешно.
Если роль семьи как средства воспроизводства новых поколений общества более или менее осознаётся всеми, то потребности взрослого человека в семейной жизни в исторически сложившейся культуре либо не осознаются, либо вытеснены, подавлены или извращены разнородным личностным своекорыстием: семья как система требует, чтобы все её участники непрестанно и щедро отдавали в неё что-то своё, а личностное своекорыстие требует только одного - брать из среды обитания, как можно больше, отдавая окружающим, как можно меньше.
Вследствие этого своекорыстие близоруко и не видит перспектив: ни чужих, ни своих собственных. Поэтому, если отстроиться от текущего сиюминутного своекорыстия (хочу прямо сейчас поиметь всё, ничего не отдав от себя), то семья нескольких взрослых поколений - не только средство воспроизводства новых поколений, но и первейшее средство поддержки личности в старости или в случае утраты человеком здоровья и работоспособности в более раннем возрасте.
Поскольку человеку свойственны не только физиологические и бытовые потребности (с которыми в перспективе сможет управиться бытовая техника с искусственным интеллектом), но ему ещё необходимо и общение, - и в особенности, с близкими ему по духу (мыслям) людьми, - то в качестве средства поддержки стариков и утративших трудоспособность по иным причинам семью нескольких взрослых поколений, живущую в ладу, не могут заменить ни дома престарелых, ни одинокая старость в редком общении с соседями по подъезду, ни дома инвалидов, ни пансионаты и центры временного пре-бывания пенсионеров.
Но для того, чтобы семья многих поколений могла осу-щес-т-влять эту личностно значимую и социально значимую функцию, её жилище должно быть достаточно просторным, чтобы каждому её члену (по крайней мере нескольким поколениям одной ветви семьи, живущей в одном месте) не было тесно в их общем доме и чтобы дом был уютен.
Соответственно, дома престарелых и т.п. - вспомогательные социальные институты, средства оказания поддержки тех, кто в силу разных причин, - не типичных для нормальной жизни людей и общества в целом, - остался без семьи в старости или по инвалидности.
Если такого рода институты претендуют на то, чтобы стать главными средствами поддержки стариков и инвалидов, то это означает, что общество разрушается, тем более, если этому сопутствует так называемое 'социальное сиротство' - одинокие дети (одиночество в семье ребёнка особенно удручающе[9]) и беспризорники, от воспитания которых их биологические родители и другие родственники уклонились.
Второе обстоятельство, требующее поддержки государством и государственного культа именно здоровой семьи нескольких взрослых поколений, состоит в том, что личностно-психо-логи-ческое развитие ребёнка наилучшим образом протекает именно в такой семье, поскольку именно в ней ребёнок в неформальной обстановке - в обычной повседневной жизни - видит все предстоящие ему возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье, он перенимает бессознательно и осмысленно-крити-чес-ки нравственность, этику и навыки поведения взрослых в разнородных житейских ситуациях. И в этом качестве семью нескольких поколений не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение (школа, церкви и т.п.).
Семья нескольких взрослых поколений, в жизни которой царит разлад, тирания кого-то одного из взрослых или война за установление такого рода тирании, может показать ребёнку только пример того, как не надо жить, - если он сможет это понять; а если не сможет, - то он обречён с высокой вероятностью бессознательно 'автоматически' воспроизвести в своей жизни пороки и ошибки прошлых поколений своей семьи. Но в современных условиях, когда кланово-родовой образ деревенской жизни семьи многих поколений на одном хозяйстве ушёл в прошлое, такие внутренне конфликтные семьи многих поколений, как правило, не могут возникнуть потому, что молодые поколения в условиях конфликтов со старшими поколениями предпочитают начать обособленную от них жизнь, или потому, что молодые семьи разрушаются (в том числе и при активном соучастии старших родственников).
Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать в личностном становлении ребёнку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.
Тем более 'неполные семьи', в которых мать одна (чаще) или отец один (реже) воспитывают детей в одиночку (особенно, если ребёнок один), ещё более ущербна в этом отношении: поскольку психология полов отличается одна от другой, то в подавляющем большинстве случаев ни мать-одиночка, ни отец-одиночка не могут явить в своём повседневном поведении ребёнку всего, что ему следует перенять от них для полноценной взрослой жизни; и кроме того, ребёнок не в силах защититься от психологического давления кого-то одного из взрослых (если оно имеет место), а защитить его некому. Если одинокий родитель живёт со своими родителями (или родителями второго супруга, ушедшего 'на сторону' или в мир иной), то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие второго родителя.
Но в подавляющем большинстве случаев 'неполная семья' (в которой только кто-то один из родителей и дети, а в особенности, если в ней один ребёнок) не может дать ребёнку всего необходимого ему в личностном нравственно-психологическом становлении. Не может дать в том числе и потому, что семья распадается и становится 'неполной' большей частью в результате того, что родители оказались не способны выявить и разрешить свои собственные нравственно-психологические про-блемы так, чтобы жить в ладу и в согласии, воспитывая детей. А после распада 'полной семьи' (или отказа от вступления в брак при наличии беременности) эти нравственно-пси-холо-ги-ческие проблемы передаются ребёнку на основе биополевой общности членов обоих родóв его предков.
Это означает, что по отношению к таким семьям государственная помощь должна оказываться в каких-то её аспектах не 'неполной семье', т.е. по существу не 'главе семьи', а ребёнку непосредственно. Одной из форм такого рода помощи ребёнку непосредственно могут быть специализированные детские сады и школы для детей матерей-одиночек, в которых штат воспитателей и учителей должен быть большей частью мужским, а особая программа 'продлён-ного дня' (в таких спецшколах) должна быть тщательно проработана психологами и педагогами для того, чтобы дети могли обрести то, чего им не может дать 'неполная семья'.
С этой же целью - воспитания детей, растущих в 'неполных семьях', и улучшения возможностей вступления в брак для одиноких женщин в обществе, в котором есть нехватка настоящих мужчин (мужей и отцов в одном лице), - целесообразно законодательно разрешить многожёнство[10].
Соответственно сказанному, сложившийся к настоящему времени кризис семьи обществу придётся преодолевать на протяжении не одного десятка лет, поскольку только за такие - весьма продолжительные - сроки времени здоровые семьи нескольких поколений могут сложиться и занять положение основного типа семьи[11] в обществе.
Это потребует государственной стратегии развития и поддержки здоровой семьи, что исключает экономическую политику, в которой подавляющее большинство населения непрестанно кочует по стране и миру в поисках лучшего заработка: такое кочевье 'рабочей силы' - один из наиболее действенных факторов разрушения семьи и передачи функции воспитания от родителей - 'улице' (либо того хуже - телевизору и интернету, что является залогом более или менее ярко выраженной нравственно-психи-чес-кой дефективности всех, кто получит такое нечеловеческое воспитание); кроме того, кочевье 'рабочей силы', быт которой либо неблагоустроен в принципе, либо извращён продолжительной жизнью без семьи, - один из источников преступности вообще и мафиозно организованной преступности, в частности.
Также есть ещё одно значимое обстоятельство, о котором биологи знают, но которое социологи обходят стороной: современный город - мощнейший мутагенный фактор, изменяющий генетику человека большей частью не в лучшую сторону. И государство должно учитывать это обстоятельство в своей демографической политике в интересах обеспечения здоровья будущих поколений и стабильности общества.[12] Это означает, что при сложившихся биологически неблагоприятных условиях городской жизни, при рассмотрении жизни общества в целом в преемственности поколений, поддержание численности населения городов должно обеспечиваться только отчасти за счёт воспроизводства новых поколений самими горожанами. Т.е. биологический прирост населения в городах (за счёт рождения детей самими горожанами) должен быть отрицательный, но должен быть постоянный приток в города молодёжи из регионов, где мутагенное воздействие менее интенсивно, нежели в городах. Особенно это касается городов с населением более, чем примерно 200 - 250 тыс. человек, в которых преобладает плотная застройка многоквартирными многоэтажными домами, что практически полностью вырывает людей из естественных биоценозов[13].
Но такая демографическая политика государства требует слаженного взаимодействия культур - городской и сельской - и, прежде всего, - на основе достижения реальной общности стандартов обязательного образования школьников как в городах, так и в сельской местности, а также общедоступности произведений художественного творчества и культуры в целом, что должно составить главную задачу телевидения и образовательных порталов интернета. Этой же задаче также должна быть подчинена и деятельность системы воспитания и образования подрастающих поколений: детские сады, школы, библиотеки. При этом все названные и не названные воспитательно-учебные заведения должны не программировать психику детей нормами культуры и знаниями, а должны указывать им пути взросления личности и становления человеком, предоставляя средства, с помощью которых эти пути можно лучше понять, освоить и пройти ими во взрослость.
[8] Мировоззрение - это совокупность субъективно-образных представлений человека о Жизни.
Понятие - явление субъективное и представляет собой определённость взаимного соответствия субъективного образа и слов того или иного языка в алгоритмике психики субъекта. Соответственно миропонимание - совокупность понятий, сформированных личностью на основе мировоззрения и с помощью освоенных личностью языковых средств.
Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур.
Более обстоятельно об этом см. на сайте www.vodaspb.ru в работе 'Язык наш: как объективная данность и как культура речи' раздел 2.3. 'О понятиях, миропонимании, взаимопонимании' и раздел 2.4. 'О наилучшем миропонимании'.
[9] Может иметь место в двух полярных вариантах:
когда родителям вообще нет дела до смысла жизни ребёнка и они попросту уклоняются от общения с ним, возможно, что так или иначе откупаясь от него;
когда ребёнок находится под непрестанной мелочной опёкой и назиданиями обо всём, от которых он уходит в жёсткую самоизоляцию.
[10] Если в обществе дефицит мужчин, способных быть отцами-воспитателями, то в целях защиты будущего этого общества надо поддерживать тех, кто стремится к семейной жизни, пусть даже и в такой форме. Но при этом надо понимать, что:
Нехватка в жизни общества (в мирное время) настоящих мужчин - мужей и отцов - знак, показывающий всему обществу и, прежде всего, - женщинам, что общество и, прежде всего, матери не умеют воспитывать детей так, как дóлжно.
Многожёнство - это не идеал жизни общества, и не узаконенный способ ублажения похоти и рабовладения мужчин в отношении женщин, а средство защиты от одиночества некоторой части женщин и средство воспитания детей, которые в иных условиях были бы лишены воспитательного воздействия мужского начала. Многожёнство - может быть одним из средств преодоления кризиса (в том числе и затяжного), в котором оказалось общество.
[11] Однако надо понимать, что становление семьи многих поколений в качестве основного типа семьи не может означать, что она станет преобладающей в социальной статистике когда-либо. Как при прогрессивном росте численности населения, так и при поддержании численности населения на каком-то определённом уровне (этому соответствуют значения статистического показателя 'количество детей в семье' несколько больше двух) дедушек и бабушек на все семьи без исключения не хватит. Это означает, что доля таких семей в статистике будет достаточно высокой, а они будут порождать в новых поколениях новые семьи, некоторая часть которых со временем тоже станет семьями нескольких взрослых поколений. При этом жизнь семьи многих поколений в одном доме будет осознаваться обществом не как вынужденность для молодых семей жить вместе с родителями (по бедности или иным причинам), а как основа жизни общества в преемственности поколений.
[12] Но ещё на заре урбанизации СССР в какой-то мере понимание существа этой проблемы уже было в обществе в первой половине ХХ века, о чём говорит острота полемики по данному вопросу на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года: 'Болтовня об отмирании, разукрупнении и самоликвидации городов - нелепость. Больше того - она политически вредна', - из доклада Л.М.Кагановича на июньском Пленуме ЦК, газета 'Рабочая Москва', 4 июля 1931 г.
Ошибался Л.М.Каганович либо нет - определяется тем, что он подразумевал под идеалом советского города: 'город-сад', подобный застройке ВДНХ, либо город типа 'каменные джунгли'.
[13] Со временем города типа 'каменные джунгли' должны уйти в прошлое: город должен быть садом, включённым в естественные биоценозы. Соответственно: всё градостроение и архитектура микрорайонов и зданий должны быть подчинены ландшафтно-биосферной архитектуре.
Для осуществления этого необходима стратегия сокращения численности населения мегаполисов и их архитектурно-инфраструктурной реконструкции, рассчитанная на несколько десятилетий и имеющая целью проложить пути, по которым биоценозы соответствующих регионов могли бы войти в городскую среду обитания человека; а город, соответственно, перестал бы оказывать мощнейшее мутагенное воздействие на живущих в нём людей. Пока это качество жизни городского населения не будет обеспечено, до тех пор прирост населения в городах за счёт рождения детей горожанами должен быть отрицательным, прежде всего в целях поддержания генетического здоровья населения городов.
Вторая причина, требующая именно такой демографической политики в городах (прежде всего, - в тех, в которых сосредоточены научные и культурные учреждения общероссийской и общемировой значимости) состоит в том, что поддержание качественного уровня такого рода учреждений де-факто, а не де-юре требует притока талантов со всей России (а в перспективе и со всего мира).
Если такого притока нет, то научные, инженерно-констру-кто-р-ские, художественные и прочие творческие школы вырождаются в течение жизни одного - двух поколений. Одна из причин заторможенности научно-техни-чес-кого развития СССР - невозможность трудоустройства для иногородних - не раскрывшихся пока ещё - потенциальных талантов в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик, где были сосредоточены ведущие научные, инженерно-конструкторские, художественные учреждения, призванные быть творческими: М.В.Ломоносов в хрущёвско-брежневские времена был невозможен - он не получил бы распределения ни в один из ведущих научных институтов в этих городах, а в других городах просто не было материально-технической и информационной базы соответствующего профиля и качества. Но предусмотренные штатным расписанием места не пустовали, поскольку их занимали 'аборигены больших городов' - обученные, исполнительные, но бесталанные в большинстве своём - не генераторы идей, открывающих новые горизонты.