Общество: государственность и семья
Рабочие материалы:
К вопросу о выработке
государственной политики поддержки института семьи
в процессе общественного развития.
Санкт-Петербург
2004 г.
Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший это столкнется с воздаянием за воровство, выражающемся в неприятной 'мистике', выходящей за пределы юриспруденции. Тем не менее, каждый желающий имеет полное право, исходя из свойственного ему понимания общественной пользы, копировать и тиражировать, в том числе с коммерческими целями, насто-ящие материалы в полном объеме или фрагментарно всеми доступными ему средствами. Использующий настоящие материалы в своей деятельности, при фрагментарном их цитировании, либо же при ссылках на них, принимает на себя персональную ответственность, и в случае порождения им смыслового контекста, извращающего смысл настоящих материалов, как целостности, он имеет шансы столкнуться с 'мистическим', вне-юридическим воздаянием.
1. Семья и государственность: что есть что
3. Социальные критерии воспитанности человека
4. О принципах государственной политики поддержки и социальной защищённости личности и семьи
5. Репрессии: как средство самозащиты общества либо как суть политики
7. Внутренние источники разлада в семьях
8. Мужское пьянство и алкоголизм в семейной жизни
9. О государственной стратегии поддержки семьи и защиты детей
9.1. Вопрос об алиментах, взимаемых якобы в целях содержания детей
10.2. Труд в состоянии дать всё необходимое всем и каждому, если этому не мешают паразиты
О мотивации к добросовестному труду
Приложения
1. О разрушающем воздействии алкоголя и табака на психику человека
2. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР
В начале 2004 г. в наше поле зрения попали экспертные материалы к выработке 'Концепции семейной политики' и проект 'Концепции семейной политики', разрабатываемой в одном из регионов России. Будучи простыми гражданами России, которые являются объектом государственной политики, мы обнаружили, что экспертные материалы бессодержательны и не могут быть основой "Концепции семейной политики', а проект 'Концепции семейной политики' - вследствие его концептуальной неопределённости - также не может быть признан удовлетворительным.
Поэтому мы - как граждане России - решили, что надо стать субъектом политики и изложить свои взгляды на то, какой должна быть государственная политика поддержки семьи, чтобы общество стало здоровым и развивалось далее бескризисно в преемственности поколений.
Авторский коллектив, действующий в порядке осуществления общественной инициативы.
5 августа 2004 г.
Прежде всего определимся в общественной значимости (т.е. в функциях в жизни общества) таких явлений, как семья и государственность.
Семья - не 'ячейка общества', как это многим памятно из марксистского афоризма.
Семья (в текущем непрестанно настоящем) как социальный институт - зёрнышко, из которого вырастает будущее общество, включая и его государственность. Семья - это процесс совместной жизни нескольких - духовно неразрывных - поколений людей, в котором взрослые рождают и воспитывают представителей новых поколений.
И хотя само слово 'семья' в русском языке подразумевает это, - однако понимание жизни семьи и её функций в жизни общества настолько забыто и заболтано людьми, что необходимо войти в обстоятельное рассмотрение этого общественно-исторического явления. Начнём с того, что сообщают энциклопедии.
Так 'Большая советская энциклопедия' (БСЭ), изд. 3, т. 23, стр. 24 определяет термин 'семья' следующим образом:
'СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. (:)'.
БСЭ, изд. 3, т. 3, поясняет термин 'брак' следующим образом:
'БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой'.
Таким образом в современной социологии 'брак' - хотя и основа 'семьи', но оба понятия при таком подходе оказываются до известной степени оторванными друг от друга, вследствие чего об их взаимосвязи забывают и явлению 'семья' дают определения, подобные следующему:
'Семья - сложное, многогранное и многозначное понятие, характеризующее группу лиц, связанных родственными отношениями, общими интересами и взаимной ответственностью, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство' (цитата из одного государственного документа).
Но в это определение одинаково вписываются как нормальная здоровая семья, так и мафия. Однако не все же семьи - мафиозные. Поэтому необходимо такое определение общественного явления семьи, которое позволяло бы отличать семью как социальный институт от семьи как ячейки мафии. Если этого терминологического размежевания нет, то в коллективном бессознательном нет и определённости в ответе на вопрос: Мы будем строить сильную государственность, выражающую долговременные интересы общества, на базе укрепления здоровой семьи, или разрушать государственность, поддерживая мафиозные кланы?
И это не 'игра' в слова, поскольку определённость понятийного и терминологического аппарата - объективная потребность для управления делами общества. Ведь когда слова связывают умышленно не с теми явлениями, с которыми дóлжно, а люди с этим бездумно или безвольно соглашаются, то вслед за этим в процессе кем-то управляемой таким образом катастрофы гибнут государства и народы - просто от подмены понятий жизненных - понятиями антижизненными: 'словом разрушают города:', 'злые языки страшнее пистолетов' и т.п.
И если вдаваться во внутренний смысл слова 'семья', то это 'семь я'[1]: '7' 'я'. Но если это так, то неизбежно встаёт вопрос о персональном составе этих '7‑ми я'. В нашем понимании это: взрослые, вступившие в брак, и родители каждого из них, плюс ребёнок - минимум один, которого зачали, родили и воспитывают вступившие в брак. Т.е. семья - это ребёнок, его папа и мама, два дедушки и две бабушки в каждой из его родовых линий предков.
И каждый из членов семьи для других её членов - зеркало, в котором каждый другой может увидеть какие-то черты себя, и которое отражает ему же то, что он несёт другим.
Кроме того, семья - это качество, а не только некоторое множество. И это качество возникает, начиная с указанного минимального её персонального состава; и это качество сохраняется, если детей больше, чем один, поскольку в такого рода множестве, с количеством элементов, большем, чем семь, - семёрка в указанном персональном составе всегда присутствует. При этом каждый ребёнок в семье - представитель будущего в настоящем, вследствие чего от тех, кто его воспитывает, зависит и характер этого будущего.
Эти обстоятельства указывают ещё на один смысл слова семья при раскрытии внутреннего умолчания в нём 'семь [таких, как] я': поскольку людей - 7 и все они - разные, то встаёт вопрос и об объективно эталонном 'я', какого качества должны достичь шестеро других в семье.
И хотя далеко не всегда все члены семьи (в смысле '7 я') живут вместе под одной крышей[2], но для жизни общества значимо именно это сочетание, поскольку, хотя ребёнок получает набор хромосом непосредственно от своих родителей, но работа хромосомного аппарата такова, что характерные признаки дедушек и бабушек в ребёнке выражаются более ярко[3], чем характерные признаки родителей. И это имеет место вне зависимости от того, проживают ли все члены семьи (в указанном смысле '7 я') совместно либо живут в бытовом разобщении.
Но и при бытовом разобщении (когда дедушка и бабушка по одной или по обеим родовым линиями живут самостоятельно или с кем-то из других своих детей), биополевое единство семьи объективно существует в силу того, что настройка всякой личности на её родовые эгрегоры[4] - врождённая, обусловленная всем механизмом наследственности и изменчивости биологического вида 'Человек разумный'; и разобщить членов семьи в биополевых процессах - это не самое простое дело, хотя в порочном обществе это действительно может быть необходимо для того, чтобы в жизни новых поколений не воспроизводились автоматически пороки, наработанные поколениями предков в прошлом[5].
И именно на семью в указанном составе ('7 я', '7 [таких как] я') в её коллективном духе ложится миссия зачать, родить и воспитывать ребёнка так, как это предопределил Бог людям. Это тоже заложено в понятие 'семья' в русском языке. Дело в том, что приходящая в мир, воплощающаяся в нём душа, изначально праведна, безгрешна и открыта Жизни. То есть, от рождения Бог даёт ребёнку непорочность и открывает возможности развития по праведному пути, во имя исполнения его судьбы в наилучшем объективно возможном варианте - так, чтобы были изжиты ошибки и греховность прошлых поколений. И именно в этом смысле новорождённый ребёнок - эталон для подражания всем взрослым членам семьи.
Соответственно слово 'семья' в русском языке при его конкретно жизненном понимании предлагает именно от лица новорождённого остальным членам семьи быть такими же как он, праведными (семь таких же как 'я'); они обязаны сохранить и обеспечить праведность не только новорождённого, но обязаны и самих себя изменить в нравственно-этическом отношении так, чтобы стать праведными подобно новорождённому ребёнку, внося тем самым свой вклад в становление культуры праведного будущего. Если это в поведении взрослых имеет место в жизни, то и государственность - по существу незаметно, сама собой (как бы 'автоматически') должна войти в праведность, поскольку общество состоит из множества семей, каждая из которых вносит свой вклад в порождение и функционирование государства.
Но точно так же, как в обществе стёрто понимание сути семьи, так стёрто и понимание сути социального явления государственности. На тему о государстве написано столько, что уже давно заболтано и предано забвению главное:
Государственность - не институт подавления правящим классом всего остального общества, как тому учил марксизм и в чём убеждены по настоящее время разнородные либеральные 'правозащитники'.
Государственность - это система профессионального управления делами общественной в целом значимости как на местах, так и в масштабах общества в целом. Функция подавления государством тех или иных социальных групп или кого-либо персонально обусловлена концепцией политики государства и качеством государственного управления в русле избранной определённой концепции жизни общества[6] в конкретно складывающихся исторических обстоятельствах, вследствие чего она не является неотъемлемым свойством государства, под воздействием которого вне зависимости от обстоятельств находятся все без исключения его жители.
Вследствие этого и наряду с этим государственность - одна из субкультур общества, осознанно поддерживаемая и целенаправленно развиваемая некоторой его частью[7], хотя своей бессознательной деятельностью свой вклад в развитие или разрушение государства так или иначе вносят все его жители. Однако при этом в обществе могут быть социальные группы, которые общественно управленческой значимости государственности не чувствуют, либо, не понимая её адекватно, ошибочно сводят всю её деятельность к личности главы государства.
Соответственно сути семьи и государственности:
Если государственность подавляет семью как общественный институт, то государственность обречена сгинуть под воздействием внутренних или внешних причин, поскольку:
Ø в некоторой части подавляемых ею семей будет воспитана дееспособная оппозиция правящему режиму, которая его безжалостно сметёт: это вопрос времени - вступления в жизнь одного - двух поколений;
Ø либо государство будет разрушено и поглощено управленчески более дееспособными иностранными государствами (возможно - союзниками и прихлебателями основного агрессора или вдохновителя агрессии, который может оставаться в стороне и даже демонстрировать своё 'дружелюбие') или международными мафиями, участники которых могут проживать на территории государства и принимать деятельное участие в его жизни, включая и функционирование институтов государственной власти;
Ø либо оно может рухнуть в результате сговора или объективно сложившегося (т.е. без сговора и юридического оформления) неформального союза внутренней оппозиции с правящими режимами иностранных враждебных государств или заправилами международных мафий.
Если семья как общественный институт не воспитывает людей, которые относятся к своей государственности как к их собственному достоянию высочайшей значимости, которое они должны поддерживать, развивая субкультуру общественно приемлемой государственной деятельности, то в будущем общество неизбежно столкнётся с падением качества государственного управления, что способно повлечь за собой не только крах исторически сложившейся государственности, но и социальную катастрофу (вплоть до исчезновения этого общества из последующей истории).
Кроме того, никогда не следует забывать, что слово 'государство', построено в русском языке вокруг слова 'ДАР'. Дар - осмысленно целесообразен с точки зрения совершающего дар и щедр, что отличает его от 'халявы', в которой выражена жадность и некоторое вожделенное понимание целесообразности того, кто претендует или посягает получить что-либо 'нахаляву'. Поэтому одна из тяжелейших этических ошибок, влекущая самые тяжёлые последствия, - расценивание дара субъектом получателем в качестве 'халявы':
Иными словами, здоровое общество - это здоровая семья и здоровая государственность.
Советское общество 1953 - 1980‑х гг. не было здоровым. Но также и современное российское общество не является здоровым в указанном смысле.
Более того, современное российское общество нуждается в целенаправленном лечении как в аспекте субкультуры государственного управления, так и в аспекте института семьи. Но чтобы осуществить такое лечение, надо определиться в том:
что обществу и человеку лично требуется от семьи,
чем в удовлетворении этих потребностей общества и личности может помочь государство как общественный институт,
а чего государству делать не следует, поскольку это стало бы:
Ø бесполезной растратой природных и общественных ресурсов
Ø или нанесло бы прямой вред настоящему и будущему общества и человечества в целом.
[1]Некогда в древности пробелов на письме между словами не ставили в целях экономии площади носителя текста.
[2] Часто родители одного из супругов после вступления в брак их сына или дочери продолжают жить сами либо совместно со своими другими детьми.
[3] Это было замечено ещё в те времена, когда о работе хромосомного аппарата наследственности наука ничего не знала.
[4] Дух рода, его коллективное биополе.
[5] В материалах сайта www.vodaspb.ru о родовых эгрегорах см. в работе 'О расовых доктринах: несостоятельны, но правдоподобны' и о защите от родовых эгрегоров детей в процессе воспитания (прежде всего приёмных детей и детей сирот) см. в работе 'Диалектика и атеизм: две сути несовместны'.
Здесь отметим кратко, что именно вследствие действия объективных духовных взаимосвязей в семье социальный механизм лишения родительских прав погрязших в пороках родителей не решает проблему воспитания их детей. Оно может быть успешным, если последующие воспитатели (приёмные родители или сотрудники воспитательных учреждений) смогут защитить воспитываемого ими ребёнка от его родового духа - родового эгрегора.
[6] По отношению к обществу концепция управления - это:
определённые идеалы организации жизни общества и взаимоотношений людей друг с другом;
пути и средства воплощения этих идеалов в жизнь;
пути и средства защиты этих идеалов и достижений по воплощению их в жизнь от всего того, что с ними несовместимо в жизни этого общества, включая и другие концепции управления этим же обществом, несовместимые с избранной.
[7] Здесь и далее термин 'культура' подразумевает всю информацию и алгоритмику поведения (навыки), которые наследуются людьми в готовом к употреблению виде от прошлых поколений на основе социальной организации помимо передачи информации на основе работы генетического аппарата биологического вида 'Человек разумный'. Культура - вторична по отношению к концепции управления, под властью которой живёт общество. Культура вторична в том смысле, что проистекает из концепции управления, служит ей, защищая её, и выражает её во всех взаимоотношениях людей как внутри общества, так и во внесоциальных взаимоотношениях (с Богом, с Мирозданием и т.д.).