Поскольку в нормальной семье взрослые люди - представители разных полов; а в семье нескольких поколений к тому же - и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государственная политика поддержки семьи и защиты детства была эффективной в смысле обеспечения человеческого воспитания новых поколений, необходимо понимать особенности психологии каждого из полов, в том числе и в проявлениях психологических особенностей мужчин и женщин в тех ролях, которые принимает на себя человек в семейной жизни.
В последние годы регулярно приходится слышать, что нынешняя глобальная цивилизация - цивилизация, в которой якобы доминирует 'мужское начало', что выражается в её жизни как множество жестокостей, грубость и т.п.; а вот если бы ведущая роль принадлежала женщинам, то женщины, благодаря особенностям женской психологии (раз-ви-той ин-ту-иции, своей хозяйственности, материнской заботливости и т.п.) якобы придали бы образу жизни цивилизации совершенно иное качество, и жизнь стала бы спокойнее, благоустроеннее и лучше. Но вот, дескать, настаёт эпоха Водолея, и в ней роль жен-щины в жизни цивилизации будет решающей. Т.е. в ближайшей перспективе человечеству якобы предстоит переход от 'патри-ар-ха-та' к 'матриархату'. В дейст-ви-тель-ности всё и в прошлом, и в настоящем, и в перспективах обстоит качественно иначе.
Начнём с того, что слово 'матриархат' включает в себя как латинскую (mater (matris) - мать), так греческую (arche - начало, власть) составляющие: т.е. это слово - мешанина из разных языков, и это обстоятельство является одним из оснований для того, чтобы рассмотреть те явления в жизни обществ, которые принято именовать этим словом.
Традиционно подразумевается, что 'матриархат' - такое течение жизни общества, в котором мужчины подчинены женщинам. Матриархат может быть явным, но может носить и скрытый характер. Если с явным матриархатом всё ясно - женщина открыто главенствует в обществе, - то в случае скрытого матриархата в обществе по всему зримому главенствуют в большинстве случаев мужчины. Однако при более углублённом рассмотрении вопроса о роли каждого из полов в жизни такого скрыто-матри-ар-хального общества выясняется, что мужчина - исполнитель желаний женщины; а женщина в мягком варианте - берёт на себя роль 'вдох-новительницы мужчин на подвиги', в результате чего мужчина всё делает 'как бы сам', но в интересах, которые сформированы женщиной; а в жёстком варианте - женщина берёт на себя роль 'заградотряда', под психологическим давлением которого мужчина вынужденно совершает (даже вопреки его собственному разумению и мнению) то, чего хочется женщине, дабы мужчине не быть отвергнутым или растерзанным ею.
Но это приводит к вопросу:
А будучи в такого рода обстоятельствах 'неформальным лидером' в семье, диктатором (или даже тираном), свободна ли сама женщина психологически?
- Нет. В основе так называемого 'матриархата' как в явной, так и в скрытой формах лежит раскладка всего комплекса инстинктивных поведенческих программ биологического вида 'Человек разумный' по психике представителей каждого из полов, в соответствии с которой мужчина в процессе воспроизводства биологического вида должен обслуживать женщину - родительницу и первичную воспитательницу будущих поколений. Чтобы эта миссия мужчины осуществлялась в автоматическом режиме, инстинктивно он подчинён психо-логически женщине. Это находит выражение в совсем не шуточной поговорке 'никто не герой перед своей женой'.
Однако и женщина является носительницей инстинктов. При этом инстинктивные программы поведения женщины отличаются от мужских и запрограммированы на то:
чтобы вовлечь мужчину в секс с собой (для этого, прежде всего прочего, надо выделиться на фоне других женщин и обратить на себя внимание[60]);
а потом подчинить женщину миссии обслуживания ребёнка в начальный период его жизни (вследствие чего дети 'вьют верёвки' из своих матерей, а те этому только умиляются);
кроме того, именно в инстинктах женщины запрограммирована внутривидовая конкуренция в притязании на исключительные права её самóй и её потомства на наилучшую территорию обитания (наилучшие условия жизни).
Соответственно инстинктивно подчинённый женщине - мужчина должен обеспечить захват и защиту 'лучшего места под солнцем' (это инстинктивно обусловленный источник подавляющего большинства конфликтов невесток и свекровей, проистекающих из того, что в воззрениях обеих, на территории обитания семьи может быть только одна хозяйка-вожак; вторая должна либо искренне подчиниться, либо лицемерно имитировать покорность, либо уйти (возможно, что и в мир иной); а если обе женщины энергичны и обуреваемы инстинктами, то - война между ними будет протекать 'до победы' одной из них в указанном смысле; либо до распада семьи в целом или только до распада младшей семьи; либо до перехода одной или обеих женщин к человечному типу строя психики).
Из этой инстинктивной подоплёки действий как мужчин, так и женщин, скрытой под множеством разнообразных культурных оболочек (традиций, ритуалов, этикета), и проистекает множество анекдотов о взаимоотношениях мужчин с жёнами и с любовницами, с тёщами; сказки рассказывают о печальной жизни беззащитных детей с мачехами при живом отце; а взаимоотношения невесток со свекровями заходят подчас настолько далеко, что про них нет даже анекдотов, а в жизни есть только слёзы жён и матерей, изливаемые обильными потоками на плечи одного и того же мужчины (по внутрисемейному положению: мужа - для одной и сына - для другой), переходящие в упрёки или грубость со стороны обеих в его же адрес.
Т.е. явный и скрытый 'матриархат' во взаимоотношениях полов своей психологической основой одинаково имеет подчинённость личностной психики как мужчин, так и женщин животным инстинктам биологического вида 'Человек разумный'. И поэтому сами слова 'матриархат' и 'патриархат' как характеристика качества жизни общества при подчинённости психики составляющих его личностей их инстинктам - поверхностны, и по сути - ошибочны.[61]
Это означает, что такое общество живёт не в 'матриархате', не в 'патриархате', а в человекообразии, поскольку и мужчины, и женщины при подчинённости психики большинства из них животным инстинктам в качестве человеков не состоялись. Поэтому характеристики нынешней цивилизации как цивилизации, в которой якобы доминирует 'мужское начало', - безосновательны, но точно также (если допустить сохранение и впредь доминирования инстинктивного в психике людей, т.е. их 'животного начала') безосновательны и упования на то, что в эпоху Водолея сложится цивилизация, в которой будет доминировать 'женское начало'.
Для того, чтобы качество жизни земной цивилизации изменилось, необходим переход от доминирования 'животного начала' к доминированию Божеского начала в человеке: как в мужчинах, так и в женщинах.
Но этот переход люди должны осуществить сами, своею волей, которая должна возобладать над инстинктами, однако не став при этом волей демонической, и на этой основе преобразить культуру общества.
А для выработки и проявления волевой целесообразности необходимо понимать конфликтологию семейной жизни. Однако для обретения такого понимания бесполезно читать произведения З.Фрейда, К.Юнга и прочих психологов, которые не различают типов строя психики[62], а лучше перечитать сказки и собрания анекдотов, памятуя о том, что при нечеловечных типах строя психики весь разлад, все унижения и конфликты в семьях проистекают из взаимной несовместимости различных программ поведения людей (как инстинктивных, так и культурно и интеллектуально обусловленных) в складывающихся житейских ситуациях.
Этой несовместимости программ поведения не было бы, если бы организация психики каждого из людей была генетически запрограммирована однозначно по животному типу - всё и всегда у всех подчинено инстинктам и соответственно взаимно дополняюще согласовано. Однако люди изменяются по типу строя психики:
как в процессе личностного развития на протяжении всей жизни,
так и переходя от одного типа строя психики к другим (подчас по нескольку раз на день), большей частью непроизвольно - под воздействием обстоятельств, одним из которых является включение психики субъекта в коллективную психику (эгрегор[63], коллективный дух), порождаемую на биополевой основе всяким персонально определённым множеством людей, имеющих нечто общее в настройке их биополей вследствие той или иной общности нравственности, мировоззрения, миропонимания, культурных навыков; эгрегоры порождаются на этой основе и в прямом общении, включая и семейную жизнь как одну из разновидностей систематического общения.
В жизни людей прослеживается определённое соответствие типу строя психики физиологии организма, мироощущения, мировоззрения и способа миропонимания личности.
Одной из особенностей нечеловечных типов строя психики является Я-центризм мироощущения, мировоззрения и миропонимания[64], который может носить как единоличный, так и коалиционно-корпоративный (кратковременный или продолжительный) характер: в том числе и в жизни человека в семье[65]. В очищенном от разнородных наслоений виде Я-центризм, сложившийся на основе алгоритмики инстинктивного поведения, выражается в притязании: 'Весь Мир - лишь для меня (для нас[66]): все и всё должны служить мне (нам)!' (либо в более краткой форме рекламного слогана 'Пепси': 'Бери от жизни всё!'), - что сдерживается и ограничивается в Жизни аналогичными по существу притязаниями других носителей такого же мироощущения, мировоззрения и миропонимания, а также и не подвластными ни тем ни другим объективными и субъективными обстоятельствами.
При всех нечеловечных типах строя психики у женщин такого рода притязания выражаются более или менее единохарáктерно (если по сути, то 'я на свете всех милее, всех прекрасней и умнее: я достойна лучшего'[67]), хотя и не единообразно (т.е. формы выражения могут быть разными: одна в распущенности тела и духа размалёвана яркой косметикой и обвешана блестящими 'бубен-чи-ками', шумна и во многом похожа на пожарную машину начала ХХ века, - другая, претендуя быть 'богиней', строга в изощрённости и отточенности своего стиля, начиная от повсеместной эпиляции, которая не распространяется только на ресницы и причёску, и кончая бриллиантовым гарнитуром и претензиями на 'интеллектуальный изыск').
При нечеловечных типах строя психики у мужчин (в зависимости от обстоятельств) такого рода притязания либо подавляются, либо усиливаются инстинктивно обусловленной пси-хологической зависимостью мужчины от женщины[68]. Но при демоническом типе строя психики у мужчин могут доминировать и какие-то их собственные притязания, не совместимые с притязаниями оказавшейся рядом с ним женщины, которые женщина не может подавить или канализировать приемлемым для себя образом, взывая к мужским инстинктам, поскольку в этих притязаниях выражается личностная воля мужчины-демона; также и при типе строя психики 'зомби' инстинктивно-психо-ло-гическая подчинённость мужчины женщине в каких-то аспектах или обстоятельствах может блокироваться каким-то программами поведения, вне-дрёнными извне в психику мужчины-'зомби' (то же касается и случаев половой извращённости потому, что у извращенцев нормальная инстинктивная алгоритмика поведения не работает: это может быть обусловлено как причинами чисто биологического характера - дефекты в хромосомах или сбои под воздействием внешних обстоятельств в отработке генетической программы развития организма, в общем-то не имеющей дефектов; так и по причинам чисто психологическим - нравственно и культурно обусловленным внедрением в психику индивида навыков извращённого поведения).
Поскольку психика человека представляет собой обширную и сложную по организации (составу и упорядоченности) информационно-алгоритмическую систему, то конфликтность в неблагополучных семьях обладает исключительно формальным разнообразием, что и дало основание Л.Н.Толстому начать роман 'Анна Каренина' словами: 'Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему'.
Хотя лад в семьях тоже обладает своеобразием в каждой из них, но своеобразие лада не доступно восприятию большинства посторонних, а при взгляде извне лад проявляется как отсутствие конфликта или потенциала конфликта.
Однако при всём разнообразии форм разлада в семьях (от 'одиночества вдвоём' до нескончаемых войны и измен себе и друг другу) в его основе лежит несовместимость в паре 'мужчина - женщина' (прежде всего в психике супругов как ядра семьи) надстроечных и оболочечных информационно-алгоритмических модулей, которые в жизни семьи сопутствуют инстинктивно обусловленной взаимно-дополняюще согласованной алгоритмике поведения представителей каждого из полов, но над которой люди при нечеловечных типах строя психики не властны - либо полностью, либо отчасти. В психике каждого из людей такого рода надстроечные и оболочечные (по отношению к инстинктивной алгоритмике) информационно-алгоритмические модули обладают некоторым своеобразием, которое может порождать их взаимную несовместимость в паре 'мужчина - женщина'. Такого рода своеобразие надстроечных и оболочечных модулей неизбежно, поскольку оно обусловлено:
субъективно-личностным характером освоения культуры общества (и соответственно - общекультурно обусловленных информационно-алгоритмических модулей)
и тем, что некоторую часть своих поведенческих навыков всякий человек умышленно или неумышленно творит сам.
Однако во всём множестве неблагополучных семей можно выделить один класс, который представляет собой социальную проблему не только в России. Это конфликты в семье на фоне пьянства и алкоголизма, прежде всего мужского пьянства и алкоголизма.
[59] Всё, что написано в этом разделе относится к носителям нечеловечных типов строя психики: как к мужчинам, так и к женщинам. При человечном типе строя психики люди лично психологически свободны от всей проблематики, затронутой в разделах 7 и 8, хотя эта проблематика, присутствуя в обществе, создаёт обстоятельства и проблемы, которые они не могут не учитывать в своей жизни.
[60] Главные культурные оболочки такого рода инстинктивных программ - косметика и мода, причём в современных условиях не всегда безопасные для здоровья женщины, включая репродуктивное здоровье и генетику: что оказывается в составе косметических средств и синтетической одежды, как оно проникает в организм и в какие химические реакции, искажающие здоровую физиологию обмена веществ вступает, - это большой вопрос биохимии. Но даже грубые исследования выявляют статистическую зависимость между заболеваниями печени и почек и употреблением косметических средств, в состав которых входят определённые компоненты. То же касается последствий инфильтрации в организм в процессе потоотделения продуктов распада синтетических тканей и красок, многие из которых в организме принимают на себя роль канцерогенов.
Т.е. повседневная косметика и синтетика в одежде - ещё одна тема для государственной пропаганды, направленной против рекламы косметики и некоторых сложившихся бытовых традиций.
[61] И тем боле по отношению к женщине с нечеловечным типом строя психики неуместно утверждение: 'То, чего хочет женщина, - того хочет Бог'.
[62] К тому же употребляли дурманы сами и вводили их в практику своих психологических исследований в качестве средства взлома психики исследуемых (З.Фрейд, К.Юнг, в частности).
[63] От слова 'агрегат', имеющего смысл 'сборка в единое целое множества функционально различных элементов'. То есть ближайший аналог слову 'эгрегор' в русском языке - слово 'соборность'. Слово 'индивид' означает 'неделимый', т.е. 'единичную особь'. Латиноязычной паре 'индивид - эгрегор' в русском языке соответствует пара 'особь - соборность', при этом соборность по умолчанию подразумевает человечный тип строя психики её участников, что качественно отличает её от стадно-стайных и корпоративных эгрегоров, порождаемых носителями нечеловечных типов строя психики. Более обстоятельно об этом см. в материалах сайта www.vodaspb.ru работы 'Диалектика и атеизм: две сути несовместны' и 'От корпоративности под покровом идей к соборности в Богодержавии'.
[64] О разнице между Я-центричным и Богоначальным мировоззрением и миропониманием см. в материалах сайта www.vodaspb.ru работу 'Язык наш: как объективная данность и как культура речи', раздел 2.2 'Язык в Природе и природа языка'.
[65] Т.е. внутри семьи всё может быть подчинено чьему-то единоличному Я-центризму, но могут складываться и коалиции - как более или менее постоянные, так и обусловленные эпизодической общностью интересов тех или иных членов семьи.
[66] Эта тема 'Мир - лишь для нас' воспевается во множестве песен. Если задать комбинацию 'лишь для нас' в поисковых системах интернета, то много чего можно найти подобного следующему: ':И солнце светит лишь для нас с тобой, целый день поёт прибой:', 'Как пели птицы лишь для нас, солнце грело только нас, Светили звезды лишь для нас, для нас, для нас, для нас, для нас:', ': Лишь для нас музыка звучала, Лишь для нас с тобой струился лунный свет:', 'Весь мир - наш дом, он лишь для нас:'.
[67] К этому нравственному мерилу в психике обращается рекламный слоган одной из косметических фирм: 'Ты этого достойна!'.
[68] Можно заметить, что характер многих мужчин определяется тем, кто из женщин - его спутница на данном этапе жизни; и если спутницы жизни меняются, то меняется и характер мужчины. Если же говорить о женском непостоянстве, то оно иного рода.