Хотя далеко не все люди понимают и могут говорить о том, что такое свобода, что такое вседозволенность, в чём и как может выражаться подневольность и несвобода, но общеисторическая тенденция состоит в том, что человечество стремится и движется к тому, чтобы все люди были объективно свободны на основе потенциала, предоставляемого каждому из них генетикой вида 'Человек разумный'.
И поскольку человек - не животное по предопределению своего бытия Свыше, то у многих возникает ощущение собственной несвободы в связи с проявлениями в их жизни инстинктивной алгоритмики. Однако человек сильнее чувствует и острее осознаёт свою подчинённость другим людям, а не подчинённость своего поведения чему-то, что свойственно ему самому. В частности, непосредственная подчинённость своего поведения инстинктам осознаётся хуже, нежели подчинённость своего поведения другим людям[70]. Поэтому женщина в семье может быть искренне убеждена в том, что она - чуть ли не святая, в то время как её муж может переживать состояние психологической угнетённости давлением с её стороны; давлением тем более жёстким и глупым по своим притязаниям, чем уже кругозор женщины, чем больше у неё амбиций и самодовольства и чем меньше в её поведении проявлений человечного типа строя психики.
А один из способов, с помощью которого мужчина может выйти из подчинённости женщине, в основе которой лежит описанная выше раскладка инстинктивных программ поведения по психике каждого из полов, это - принять в организм некоторую дозу алкоголя[71].
В результате принятия 'умеренной дозы' алкоголя в мозгу мужчины возбуждаются те же зоны, что нормально возбуждаются и при оргазме в ходе полового акта. Если мужчина по характеру 'мягкий', психологически слабый, безвольный или остановился в личностном развитии, не достигнув человечного типа строя психики, то он воспользуется этим способом, тем более, что именно к этому пути 'улучшения' своего настроения и психического самочувствия его подталкивает культура, не только допускающая питие 'в меру', но и обязывающая к ритуальному систематическому питию по нескончаемому множеству поводов[72].
И одним из генераторов ухода мужчины таким путём из-под давления на его психику женщины в семейной жизни является приобщение к питию.
Предпосылки к этому закладывает в психику исторически сложившаяся культура, в которой подростки из бессмысленного подражания взрослым и в самоутверждении друг перед другом в качестве якобы повзрослевших, приобщаются к разным дурманам, включая и алкоголь. Но в этом возрасте организм ещё не завершил формирования всех структур и физиологическая зависимость от алкоголя возникает наиболее легко и быстро на основе извращения физиологии дурманами, что препятствует, а в ряде случаев полностью исключает нормальное завершение работы генетических программ развития[73].
Соответственно такого рода взаимосвязям раскладки видовых инстинктов по психике полов и воздействия алкоголя психиатрическая практика показала, что алкоголизм мужчины, возникающий и развивающийся при его жизни в семье, - болезнь семейная, а не исключительно заболевание мужчины единолично. Это выражается в том, что если мужчина перестаёт пить, то у его непьющей или малопьющей жены (либо основной сожительницы) достаточно часто возникают стойкие расстройства психики - депрессия или истерия, - которые проходят 'сами собой' сразу же, как только мужчина возобновляет выпивки и втягивается в систематическое пьянство[74].
В таких семьях:
женщина страдает от пьянства мужчины, когда мужчина систематически пьёт,
и она же страдает от расстройства её собственной психики, если мужчина перестаёт пить.
И для многих семей такого рода ситуация становится практически безвыходной.
Психиатрическая помощь исключительно мужчине по поводу его алкоголизма в таких семьях оказывается неэффективной, поскольку, если мужчина перестаёт пить, то жена снова буквально вдавливает его в пьянство своей депрессией или истеричностью. Для того, чтобы из такой семьи ушло пьянство мужа, психолог-психиатр должен начать работать одновременно с обоими супругами, и нравственно-психологически должны измениться они оба: и мужчина, и женщина. Это так, хотя и не все женщины (тем более страдалицы от пьянства мужей) с этим согласятся.
Аналогично взаимоотношениям жены и пьющего мужа складываются взаимоотношения пьющего сына и матери в случае, если сын пьёт, проживая в семье матери вне своей семьи после её краха либо так и не создав своей семьи (что может быть обусловлено собственническими инстинктивными программами поведения его матери): инстинкты те же, но внутрисемейные роли другие.
При этом надо понимать, что медикаментозное воздействие в процессе оказания помощи членам такой поражённой алкоголизмом семьи должно носить характер, подчинённый чисто образовательно-психологической помощи людям в переосмыслении ими своей жизни и нравственности в процессе их перехода к иной организации своей психики; в процессе выработки и освоения ими иных - новых для них - навыков поведения как в жизни семьи, так и в жизни общества. Т.е. медикаменты могут разорвать физиологическую зависимость от алкоголя, поднять эмоции в депрессии, понизить возбудимость при склонности к истерии, но это уместно только как фактор временного воздействия, призванный создать основу, на которой должен спокойно протекать процесс нравственно-психологических изменений обоих супругов в личностном развитии каждого из них.
* * *
Вопрос о женском алкоголизме затронем кратко. Хотя женский алкоголизм распространён статистически реже, чем мужской, но по своему характеру он более тяжёлый. Физиология и биохимия женского организма отличаются от мужского, и в силу особенностей физиологии и биохимии женского организма алкоголь в организме женщины разлагается медленнее, чем в организме мужчины, и потому он сам и продукты его распада оказывают более мощное поражающее воздействие как на тело, так и на психику. Кроме того, личностное психологическое становление мужчин и женщин протекает по-разному[75].
Главное отличие состоит в том, что на пути к человечному типу строя психики девочки раньше осваивают интуицию, а потом - волю (силу воли) и разум (интеллект). У мальчиков на пути к человечному типу строя психики - порядок освоения этих компонент личностной психики обратный: разум, воля, интуиция. В исторически сложившейся культуре пройти весь путь личностного становления и достичь человечного типа строя психики успевают немногие, большинство застревает на нём, закрепив один из нечеловечных типов строя психики как преходящую фазу естественного личностного развития или уклонившись в опущенный в противоестественность тип строя психики в силу разных причин.
Поэтому, если женщина оказывается жертвой алкоголизма, то это означает, что она не освоила интуицию, и соответственно велика вероятность того, что её воля и разум, которые нормально осваиваются в более позднем возрасте, чем интуиция, тоже оставляют желать в своём развитии лучшего. Вследствие этого оказание ей психологической помощи и поддержки через уровень сознания в её психике, с которым связаны разум и воля, более затруднительно, нежели мужчине. Оказание же психологической помощи и поддержки через эмоциональную составляющую жизни с одной стороны - не однозначно по смыслу (и в силу этого менее предсказуемо по своим результатам), а с другой стороны - чувственно-эмоциональная составляющая жизни у мужчин освоена в меньшей степени, чем у женщин. Вследствие этого оказать эффективную психологическую помощь и поддержку женщине для мужчины может оказаться не по силам, тем более, если он сам пребывает под воздействием дурманов или в психологической зависимости от женщины.
Есть основания полагать, что неподатливость мужчины при его типах строя психики 'зомби' и демонический к женскому диктату на основе инстинктов, вызывая раздражение и эмоциональную неудовлетворённость у женщины, может подтолкнуть её к систематической выпивке, что завершится алкоголизмом. Но такой путь соскальзывания женщин в алкоголизм относительно редкое явление, поскольку демонический тип строя психики мало распространённый, а 'зомби' для оказания такого воздействия на женщину должен быть каким-то 'специфическим', т.е. нести в своей психике какие-то редко встречающиеся в обществе программы поведения (подавляющее большинство мужчин носителей типа строя психики 'зомби' - 'нормальные подкаблучники', достаточно податливые к психологическому диктату женщины на основе инстинктов).
* *
*
Также надо понимать, что в периоды общественных кризисов происходит всплеск статистики внутрисемейного (единоличного) и семейного[76] пьянства. Одной из психологических причин такого всплеска является то обстоятельство, что женщина - как мать и домохозяйка - сталкивается в условиях кризисов с незащищённостью себя и семьи, возлагая (в соответствии с раскладкой инстинктов по психике полов) на мужа единоличную персональную ответственность за эту незащищённость и единоличную обязанность преодолеть её, что по отношению к социальным кризисам, возникающим в результате развития культуры по порочным направлениям и - как следствие - дурного государственного управления, является глупостью (впрочем, как и по отношению к кризисам, возникающим в результате стихийных бедствий).
По этой причине алкоголизм - болезнь действительно социальная, однако во многом генерируемая дурной политикой государства и нравственно порочной культурой общества в целом. То же касается и проблемы наркомании в других её проявлениях[77].
И соответственно, уповать на 'Витаэль' и т.п. препараты как на медикаментозные средства, якобы способные решить эту проблему исключительно сами по себе, в отсутствие каких-либо просветительской деятельности государства и адекватной психолого-психиа-три-чес-кой помощи проблемным людям и семьям - означает тешить себя несбыточными иллюзиями.
Необходимо разработать и провести в жизнь стратегию отрезвления общества, преобразовать систему образования[78] так, чтобы сложилась культура, в которой 1) к началу юности все будут достигать человечного типа строя психики, и 2) опущенный в противоестественность тип строя психики исчезнет как пережиток прошлого потому, что не будет воспроизводиться в новых поколениях и поддерживаться в живущих.
[69] Всё, что написано в этом разделе относится к носителям нечеловечных типов строя психики: как к мужчинам, так и к женщинам. При человечном типе строя психики люди лично психологически свободны от всей проблематики, затронутой в разделах 7 и 8, хотя эта проблематика, присутствуя в обществе, создаёт обстоятельства и проблемы, которые они не могут не учитывать в своей жизни.
[70] Это отражено в афоризмах: 'труднее всего выбраться из ловушек, которые расставляет собственная психика', 'злейший враг человека - он сам'.
[71] Отсюда проистекает и поговорка: 'Не бывает некрасивых и непривлекательных женщин: бывает мало водки' - инстинктивно обусловленные психологические взаимосвязи только с одной определённой жен-щиной рвутся и возникает распущенность в сексе, ограниченная только собственными: желанием сексуально разрядиться, потенцией и стойкостью по отношению к 'вырубающему' воздействию алкоголя.
[72] 'Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьба и развод, мороз, охота, Новый год, выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье, успех, награда, новый чин и просто пьянство - без причин!' - С.Я.Маршак, перевод из Роберта Бёрнса; другой источник в интернете утверждает, что автором эпиграммы 'Для пьянства есть такие поводы' является другой английский поэт Генри Олдрич (1647 - 1710).
[73] Кроме того, выпивки в подростковом возрасте препятствуют формированию организма в смысле принадлежности его к тому или иному полу. Так в прошлом мальчики - подростки, втянувшиеся в пивной образ жизни и ведущие его на протяжении нескольких лет, продолжая употреблять порядка двух литров пива в день в возрасте 15 - 16 лет, развиваются по 'евнуховидному' типу: скелет, ожирение и оволосение по женскому типу и при этом - недоразвитость яичек, желёз внутренней секреции и, соответственно, - гормональный фон, близкий к женскому, дефективная - не мужская и не женская - психика, поскольку гормоны - одно из средств регуляции не только физиологии, но и психической деятельности и т.п. Поскольку генетическая программа развития связана с биологическим возрастом, то в качестве настоящих мужчин такие подростки 'пивные евнухи' никогда не состоятся, а будут некоторое время ходячим примером того, как недопустимо воспитывать детей:
Поэтому обществу и государству не следует далее безучастно относиться к рекламе пива и навязыванию пивного стиля существования.
[74] См. в частности публикацию Аллы Болотовой 'Гражданская война' в журнале 'Огонёк', ? 15, от 13 апреля 1998 г. (Адрес в интернете: http://www.ogoniok.com/win/199815/15-54-56.html ).
[75] Более обстоятельно в материалах сайта www.vodaspb.ru см. работу 'Диалектика и атеизм: две сути несовместны' - глава 7.2 'Жизненный алгоритм становления личности'.
[76] Когда в семье почти все пьют систематически.
[77] Иными словами, статистика пьянства и наркомании показывают, что Советский Союз как государство был лучше, чем буржуазная 'демократия' нынешней России.
[78] В первую очередь систему начального образования - детский сад и школа.